Ruby – Базовые типы данных
Недавно я начал изучать язык Ruby и платформу Ruby on Rails. Первой статьей будет описание типов данных в Ruby.
Данные любого типа в Ruby суть объекты тех или иных классов. Самые используемые встроенные типы данных:
- Fixnum (целые числа, меньшие 2^30),
- Bignum (целые числа, большие 2^30),
- Float (числа с плавающей запятой),
- Array (массивы),
- String (строки),
- Hash (ассоциативные массивы).
Естественно, что это только базовые типы, но их вполне хватает для широкого спектра задач.
Числа в Ruby выглядят так:
5 # целое число
-12 # отрицательное целое число
4.5 # число с плавающей запятой
076 # восьмеричное число
0b010 # двоичное число
0x89 # шестнадцатиричное число
Не будем пока углубляться и мельком взглянем на другие типы данных.
Логический (булевый) тип — это вариация на тему «да» или «нет». В Ruby он представлен двумя предопределёнными переменными true («истина» или «да») и false («ложь» или «нет»). Появляется логический тип в результате логических операций или вызова логических методов.
Чаще всего логический тип возникает как результат сравнения.
Массивы
Разработчики Ruby решили не реализовывать особых классов для динамических массивов, списков, стеков и тому подобного. Они все это реализовали в массивах — структурах данных типа (или класса — в Ruby всё равно) Array
. Сделано это путём добавления специальных методов; например, методы .push
и .pop
для стека. Особенности массивов в Ruby:
- Нет ограничений (это общий принцип языка). Массивы могут быть сколь угодно длинными.
- Динамичность: размер массива легко меняется.
- Гетерогенность: один массив может хранить данные разных типов.
- Библиотека итераторов на каждый случай жизни. Эта возможность позволяет не использовать циклов для обработки данных в массивах, а, следовательно, избегать множества ошибок, связанных с неосторожным обращением с циклами. Итераторы реализуются на высочайшем уровне.
- Много других методов. Все элементарные задачи для массивов решаются вызовом нужного метода.
1 2 3 4 5 6 7 8 |
[1, 0, 740, 14, 88] # целочисленный массив ["a", "й", "6", 'Br', "Это массив строк, о них вы скоро узнаете"] [[1, 2], [3, 4]] # двумерный целочисленный массив # Матрица — это объект класса Matrix # Двумерный массив — это не матрица целых чисел ["1-й элемент смешанного массива", "7.343", [4, "вепрь"], [3, 67, 4326, 12, 3781357, 84221, "строка делает этот подмассив смешанным, но это не беда"]] array = ["Этот массив пойдёт в переменную array", "Як-цуп-цоп, парви каридулла"] |
Массив лучше всего вообразить как гусеницу или поезд с лапками-запятыми вместо колёс. Ползёт он всегда влево, на левом же конце его локомотив — первый элемент. Первый потому, что элементы упорядочены. Если знаете порядковый номер элемента, то легко получить его значение:
1 |
array[1] #=> "Як-цуп-цоп, парви каридулла" |
В мире поездов-гусениц счёт вагонов начинается с локомотива, а не со следующего за ним вагона. Таким образом локомотив — это как бы нулевой вагон.
1 |
array[0] #=> "Этот массив пойдёт в переменную array" |
Массивы кажутся странными с кавычками, но частенько бывают полезны при написании компьютерных программ. Возможно, вы даже поймёте, почему он ползёт всегда влево.
Строки
Стро́ки — это ряды букв и других символов. В Ruby стро́ки используют наработки языка Perl. Вот небольшой список их возможностей:
- Нет ограничений. Длина строки́ может достигать поистине фантастических размеров.
- Динамичность. Стро́ки можно расширять или уменьшать (для этого есть методы
+
и[]
). - Любой объект преобразуется в строку (методы
.inspect
и.to_s
есть у любого объекта). - Строка обладает обширной библиотекой методов, которые работают с правилами (это методы
.gsub
,.match
,.scan
,.split
).
![]() |
Правила — это новое название регулярных выражений. В текущей версии Ruby они называются регулярными выражениями, но давайте смотреть в будущее. Perl 6 уже не имеет понятия «регулярное выражение», заменив его «правилами» и «грамматиками». |
- Можно вставлять произвольный код на языке Ruby в строку. После выполнения код заместится результатом.
Стро́ки начинаются и заканчиваются "
(программистскими кавычками) или '
(машинописным апострофом). Пример:
1 2 |
"мама мыла раму" # строка в кавычках 'рама сопротивлялась' # строка в апострофах |
Стро́ки подобны массивам символов, поэтому их часто преобразуют к массивам, чтобы использовать богатый набор методов, а потом результат делают строкой.
Ассоциативные массивы
Ассоциативные массивы подобны массивам упорядоченных пар. Работают они подобно словарям: фигурная скобка символизирует боковой вид на открытую книгу, а стрелка =>
покажет читателю связь каждого одного с чем-то другим. Вторая фигурная скобка говорит, что пора закрывать книгу.
1 |
array = {"мама"=>"мыла раму", 807=>"Это число улыбается!"} |
Но можно и без фигурных скобок, одной стрелкой:
1 |
"Превед"=>"Медвед" |
Например:
1 2 3 4 5 |
puts array["мама"] #=> мыла раму puts array["807"] #=> nil puts array[807] #=> Это число улыбается! puts array[1] #=> nil puts array["Превед"] #=> Медвед |
Ассоциативные массивы оставляют возможность хранения данных разного типа только в ассоциативном виде.
Диапазоны значений
Чтобы было удобней получать подмассив или подстроку, был введён простенький тип данных — диапазон (класс Range
). Диапазон формируется тремя элементами: начало, конец и тип протяжённости (символ ..
или ...
). Начало и конец должны быть одного типа данных (одного класса) и быть перечислимыми, что значит, иметь метод .succ
. Пример диапазонов:
1 2 3 4 |
"a".."z" "a"..."z" # то же, что и "a".."y" 1..100 1...100 # то же, что и 1..99 |
Диапазон-мотоцикл (..
) проезжает от первого указанного объекта к его .succ
(succedent — «последующему»), и до последнего включительно. Три точки — то же, но мотоцикл остановился прямо перед последним элементом. Ещё раз:
1..99
≣ 1...100
Объекты, имеющие .succ
называют последовательными: этим методом можно по текущему элементу достоверно определить следующий.
Классы и объекты
Самодельные и неабстрактные составные типы данных называются классами. Если для вас это новость, то почитайте викиучебник об объектно-ориентированном программировании или статью в Википедии. Вообще, в Ruby всё в конечном счёте принадлежит классу Object
.
1 2 3 |
str = "Я - строка" str.class #=> String str.class.superclass #=> Object |
Классы можно определять и создавать по ним объекты. Внутри класса может быть много всего интересного, и у него может быть фамильное дерево, то есть классы Ruby поддерживают наследование. Однако заметим, что множественное наследование в Ruby не разрешается. И ещё много всего интересного можно сделать с классами и объектами. Но об этом позже.
Ссылки:
опечатка в начале “Fixnum (целые числа, меньшие 230)”, там не 230 а 2 в 30-ой степени и далее тоже самое
Большое спасибо за замеченную опечатку!
Андрей, скажите пожалуйста, Я следуя всем вашим рекомендациям по установке RoR и создания тестового приложения последовал и всё получилось, но когда начал делать другой прект на команду ruby script/generate он пишет No such file or directory — script/generate (LoadError)…..В чём может быть дело?
“Нет ограничений (это общий принцип языка). Массивы могут быть сколь угодно длинными.”
>ruby -e “Array.new(10**9,true)”
Traceback (most recent call last):
2: from -e:1:in
'
new’1: from -e:1:in
-e:1:in `initialize’: array size too big (ArgumentError)